Как выбрать образ для съемки?

Во-первых, ещё раз вкратце хочу напомнить, что такое в моём понимании “образ”.

В этой заметке и соседних на этом сайте я буду называть “образом” сочетание костюма (причём отсутствие костюма – это тоже своего рода костюм), причёски и мейка, выражения лица и сопутствующих предметов (аксессуаров, если угодно) в рамках одного кадра или серии кадров.

Во-вторых, самое важное замечание, которое я могу сделать про этой теме звучит примерно так: любой продуманный заранее образ будет в итоге выглядеть лучше, чем любой сымпровизированный. Это доказано эмпирически, и у меня нет ни малейшего сомнения на этот счёт.

Но я не могу не оговориться, что, разумеется, у меня есть зачастую какие-то наработки и нереализованные идеи – как в голове, так и на бумаге, и всегда есть шанс реализовать образы из моей головы, но теперь мы органично подошли к третьему принципу формирования образа.

Этот принцип гласит, что, скорее всего, вы сами знаете себя лучше, чем вас знаю я. И даже лучше, чем я вас узнаю к окончанию совместной работы. И если в процессе съёмки я смогу подсказать, куда положить руку и куда повернуть голову, то раскрыть на фотографии характер, настроение – это скорее задача, с которой должна справиться модель съёмки.

Изменить восприятие фотографии способны световая схема, композиция или цветность картинки, но всё же настроение в большей степени создают очки и римские воротники, бокалы и книги, толстые свитеры и узкие галстуки.

Если во время интерьерных и (еще в большей степени) пленэрных съемок обстановка, детали окружения сами по себе во многом создают атмосферу и заполняют кадр, то для студийной съемки приходится придумывать сюжет на фоне фона. Это, во-первых, подразумевает, что предпочтительнее более масштабное кадрирование (я сам терпеть не могу, когда модель занимает четверть кадра, а остальное пространство вокруг неё кричит: “Я фон! Я студия Миши Гогина в Казбекском переулке!”, но начинающие модели почему-то неоднократно пытались меня убедить в том, что им виднее, мол, и буквально пытались меня заставить фотографировать их в полный рост на белом фоне. По-моему, если снимать человека на фоне фона, то из него получается модель фотомодели в масштабе 1:1). А во-вторых, если картинка — не плечевой портрет, то на ней, скорее всего (мы же не на паспорт снимаем), будет или какая-то необычная поза, или какой-то фотостандарт, или какая-то история длиной в один кадр.

Я имею мнение, что работа фотографа наполовину состоит из того, чтобы заставить работать модель, то есть чтобы вынудить её раскрыться. А для этого нужно к съемке готовиться обоим: заранее представлять себе итоговый результат, не бояться включить фантазию и не стесняться на один вечер хотя бы стать фотомоделью.

 

P.S. Слово “фотомодель” — женского рода, и это первая и уже достаточная причина писать о моих моделях в женском роде. Не стоит также списывать со счетов, что юноши в общем случае стесняются фотографироваться. Но оба эти пункта не должны никого подталкивать к мысли, что для мужчины-модели принципы, описанные выше, в чём-то отличны. По-моему, всё работает точно так же.

P.P.S. В 2012 году я собрал в одну большую кучу фотографии, которые я в разное время и на разных сайтах лайкал в интернете. В эту кучу вошли в основном фотографии, которые я бы хотел попробовать снять сам, то есть фотографии, которые, скажем, меня вдохновляют.
И во-первых, я могу перед съемкой встретиться с вами и показать эти картинки —  вдруг одна или несколько из них вдохновят также и вас — и это облегчит нам вместе процесс выдумывания сюжета, а во-вторых, я рекомендую вам тоже завести такую кучу. Если не распечатанных, то хотя бы папку на компе, где будут храниться те образы, которые вы хотели бы примерить на себя.

 

3 likes