Концерт на площади

20 декабря я сходил в одно кафе в центре города на концерт Сергея Манукяна. Раньше я ходил слушать Манукяна в театр Драмы, а теперь вот в кафе. И я задался вопросом: а хватит ли в кафе места, чтобы все желающие услышали Манукяна? Билеты в театр и в кафе стоят приблизительно одинаково. Когда последний раз я ходил в драмтеатр на такое мероприятие, пустых мест в зале не было. Буквально не было ни одного: были стулья из фойе, которые поставили в проходе, чтобы усадить всех, кто пришел.

И вот, сейчас я иду в это кафе, плачу свою тыщу рублей, из которой, наверное, все деньги пойдут на оплату труда музыкантов (если только еще кафе им не приплатит сверх билетных денег, потому что это ооочень крутые музыканты), и приходит нас таких зрителей, может быть, человек 70. Неужели не может мой город заплатить эти деньги Сергею Манукяну и показать его ВСЕМ желающим? Летом на большой сцене на площади Минина, например. Кстати, было бы еще в сто раз современнее, если бы такой концерт провести на площади Горького, чтобы желающие могли сесть в траву в сквере. Да, придется попросить водителей не ездить по площади Горького в течение целого воскресенья, и что такого? Да, траву потопчут и усеют окурками, но я лично готов в понедельник после работы придти и помочь убраться, если нужна будет моя помощь в этом вопросе. Я обещаю, что ради концерта Манукяна пойду и приберусь. Но я отвлекся.

Вопрос, который меня теперь мучает — почему ко мне в город привозят артистов, которые мне не очень нравятся или совсем не нравятся? Я считаю, что мой музыкальный вкус не слишком утончен, и мне нравится разная музыка. Очень разная. Но только хорошая. Мне не нравится никакая плохая музыка. А среди хорошей музыки есть то, что мне нравится и не очень. И день, когда на площади Минина выступал Сергей Чиграков, был одним из самых запоминающихся дней в моей жизни.

Я не могу поверить в то, что культурная политка государства в моей стране — тупить народ. Разве это нормально, что у нас показывают так мало хороших фильмов и нет в эфире (по крайней мере я не знаю такой волны в Нижнем Новгороде) радиостанции, где играла бы хорошая музыка в моем вкусе? Например, раньше у нас было радио Престиж, где играл джаз. Думаю, что я бы их и сейчас слушал, но их больше нет. Почему неголубой огонек показывают не по центральным каналам, а по кабельно-спутниковым? Почему нету огонька любого цвета с Башметом, Гергиевым, Мацуевым, Казиником, Спиваковым, Венгеровым, да с Манукяном тем же наконец или Бутманом?

Везите к нам на любую площадь и в любую погоду Алексея Чижика, совершенно уникального вибрафониста мирового класса, высшего класса! Везите Алексея Архиповского, виртуоза-балалаечника, билеты на концерты которого, когда он раз в год приезжает в нашу филармонию, раскупают за месяц до концерта. Везите Константина Виленского, пианиста, которого на мой скромный вкус можно сравнить разве что с Рихтером и Рахманиновым.

Почему министр образования Сербии играет на гитаре (и хорошо играет, заметьте!), а взять каждого второго члена нашего правительства, и у него в анкете будет написано “предпочитаю классическую музыку”, а на корпоратив он себе закажет Киркорова? Моё личное мнение заключается в том, что человек, который предпочитает Киркорова Чайковскому, Галкина — Прокофьеву или Сердючку — Гершвину, не достоин управлять страной. Ну вот завод еще можно доверить такому человеку, а уже район в городе-миллионнике — нельзя.

Кстати, я впервые в предыдущем абзаце упоминаю иностранного композитора, я избегал этого неумышленно, на подсознательном уже уровне опасаясь возможных обвинений в западопоклонничестве, которые сейчас звучат примерно так же часто, как лет 40 назад. И уже от этих обвинений легко было бы перебросить мостик на госдеп, и я бы через две минуты оказался болотным либерастом. Но я хочу еще раз обратить внимание: речь сейчас идет только о музыкальных вкусах.

Я себе легко представляю, как современные чиновники, от которых зависят подобные мероприятия, в коридорах встречаются и обсуждают: “а ты кого привезешь на день города? такого-то? почем? че-то дешево!”. Хорошо. Я легко себе это представляю. Но вы же все смотрели вторую часть Бременских Музыкантов? Вам нужны гастролирующие иностранные звезды? Круто! Но есть очень яркие звезды и кроме Мадонны и Леди Гаги. Вот смотрите: джазовый фестиваль в центре города. Я больше скажу: если бы такое проходило у нас на площади Минина, не только нижегородцы занимали бы места с утра на площади, а и полные сапсаны москвичей, петербуржцев, казанцев, и большая масса отдельных пассажиров поездов дальнего следования сняла бы у вас, господа чиновники, все гостиницы на время проведения фестиваля. И только так можно повысить внутренний туризм: на уровне действительно интересных городских мероприятий.

Мне представляется даже в самых смелых мечтах, что если бы такой фестиваль проходил в моем городе ежегодно, Нижний стал бы не бывшим карманом России и не бывшим Горьким, а музыкальной столицей нашей необъятной Родины.

Сколько раз в году сейчас ставят сцену на площади Минина? Мне кажется, раз пять. В порядке эксперимента сделайте один раз не для гопников концерт, а для тех, кто чево-то в музыке понимает. И, кстати, гопники тоже придут. Насколько я успел с ними познакомиться за свою жизнь, им на концерт на Минина съездить — завсегда развлечение. И они поедут на любой концерт: что на Манукяна, что на Петросяна. И не надо думать или меня убеждать, что им музыка не понравится. Не могу себе представить, чтобы человек слышал Джобима или Вивальди вживую, и его не перло. Да, от обожаемого мной Равеля можно заснуть. Да, Бетховена, стоя на ногах в толпе, не послушаешь. Но есть же несложные для восприятия и даже знакомые заранее большинству (а это тоже очень важно, конечно) Сен-Санс или Шостакович. Жалко, что я уже упоминал выше Гершвина:) Ладно, пускай он будет здесь два раза.

Наверное, у меня очень странные представления о справедливости и карме. По крайней мере, я допускаю, что они у меня более специфические, более вычурные, чем мой музыкальный вкус (а я всё-таки придерживаюсь той точки зрения, что я в музыке понимаю, и хорошую музыку от плохой могу отличить, я пытался это сказать выше). Но мне представляется, что чиновник, который принимает решения о том, какую звезду пригласить на ближайший день России (это летом, в июне), мог бы сильно поднять свою репутацию среди меня и людей, которые со мной согласны, мог бы компенсировать множество мелких грешков, если они, конечно, у него есть, таким серьезным поступком, который не только доставит удовольствие многим и многим сотням людей, но и, возможно, приобщит несколько сотен людей к хорошему, доброму и вечному. Я искренне верю, что молодые люди, которые на протяжение часа слушали бы оркестр Дюка Эллингтона, или трио Оскара Петерсона, или цыганский джаз Джанго Рейнхардта, получили бы тот самый пассионарный толчок, о которых нам говорят в ежегодных посланиях к народу. Просветления каждому обещать не могу, но в то, что в этот день, как в день премьерного показа второй серии “Места встречи изменить нельзя”, уровень преступности в городе снизится — это как пить дать. Я верю, что музыка и литература способны изменять людей. Верю, что хорошая музыка делает людей лучше.

 

4 likes