О причинах и о смыслах

Этот пост будет (впрочем, все уже привыкли) полон излишнего самомнения. Я хотел бы пояснить, почему я закрыл фотостудию.

Начнём с того, что студия «Готово» была открыта (ещё тогда, в 2009 году, с Зотовым) с целью реализации творческого потенциала. Планы по порабощению мира, конечно, были, но ни на одном этапе своего существования студия не была для своих сотрудников основным средством заработка. Это всегда было для меня хобби, хотя иногда оно и приносило неплохой дополнительный доход.

DSC_3727-copy4

Причем — что очень важно — доход приносили только свадебные или корпоративные съемки. Фотографии частные (портфолио, семейные и проч.) приносили в большинстве своем гораздо больше удовольствия от процесса — как собственно съемочного процесса, так и обработки — но никогда не приносили ощутимых денег. Больше ста долларов в неделю это не приносило никогда.

DSC00059-Edit

Пришло время красивой аллегории. Представим себе, что я решил подзаработать частным извозчиком. Я решил так: у меня есть автомобиль (для некоторых начинающих фотографов наличие цифрового фотоаппарата уже является достаточным основанием, чтобы просить деньги за съемку), и это хороший, просторный, чистый автомобиль. Почти новая иномарка. Допустим даже для чистоты эксперимента, что я никогда не курил в салоне этого автомобиля. В машине у меня играет очень приятная негромкая музыка, я сам могу поддержать интеллектуальную беседу о погоде, провести обзорную экскурсию или загадочно молчать и улыбаться. Более того: я аккуратно и безопасно вожу автомобиль и очень хорошо знаю город.

Надеюсь, что в представлении читателя уже создается образ такси, близкого к идеальному. И вот тут начинается самое интересное: за свои услуги таксиста я хотел бы брать деньги, эквивалентные своему идеальному качеству. Скажем, 2500 рублей в том случае, где обычное такси возьмёт 500. Да еще при этом я могу вдруг отказаться от заказа, если мне покажется, что клиент неадекватный.

explorer02

И шо вы думаете, кто-нибудь поедет? Да, есть клиенты, который набрали номер, потому что он был у них в поисковой выдаче сверху, они не знали, сколько вообще-то должно стоить такси, и они поехали. Есть клиенты, которые давно со мной знакомы, и их при этом не пугает такая цена. Да, есть фанаты шестых мазд или Дюка Эллингтона, которые знают, что им нужно от такси именно то, что я предлагаю, не больше и не меньше. И, в общем-то, список на этом можно, наверное, закрыть. Остальные клиенты моего такси не поддаются каталогизации.

Почему? Только по той простой причине, что от таксиста большинство клиентов требует только одного: чтобы он отвёз из точки А в точку Б. Желательно — сегодня. Хорошо бы без аварий. И чем дешевле — тем лучше. А переплачивать за качество этой услуги (переплачивать не 10%, а в несколько раз) никто не хочет. Это совершенно понятно, и надо быть ослом, чтобы настаивать на обратном.

metromost

Теперь вернёмся к фотографии. Я ранее уже писал в этом бложике, что считаю себя хорошим фотографом. Не самым универсальным, но в тех областях фотографии, которыми я занимаюсь, — вполне профессиональным. При этом, вне всякого сомнения, даже в нашем городе есть фотографы, таланту которых я могу только позавидовать (впрочем, я не слишком завистливый). Но гораздо больше у нас фотографов, чьё качество работы, с моей точки зрения, на порядок ниже моего. Возможно, это результат моей работы над собой, достаточно внимательного отношения к работе (то есть особенности характера), плоды образования и способности к самокритике. Разумеется, я снимаю не на самую плохую технику, но и пользоваться ей я умею. Говорить о таланте я считаю неуместным, поскольку, глядя на свои первые опыты (опыты первого года фотографии, когда я учился у своего друга и партнёра Вовы Зотова), я исключаю самую возможность того, что у меня изначально был талант к фотографии. Я фотографировал так:

IMG_0215

На этой фотографии — мой любимый старший сын. И несмотря на то, что фотографии с такими огрехами фокусировки я сейчас удаляю даже с телефона, когда снимаю ребёнка на телефон (то есть не дожидаясь загрузки на комп, сразу удаляю или переснимаю). Это не был какой-то экстремальный момент, когда нельзя было выбрать несколько более удачное композиционное решение, но снято вот так. Более того: почему-то я оставил эту фотографию, и даже сконвертировал её в джипег, и сейчас смог найти эту фотографию в архиве.

Да, это семейный альбом, а не фотография для выставки, но я на телефон теперь снимаю лучше, чем пять лет назад снимал на зеркалку. В том числе и для семейного альбома. Стало быть, не в таланте дело.

Но, продолжая брошенную мысль, хочу ещё раз заявить: я считаю себя хорошим фотографом.

oliaarthur04

И далее: мне кажется, что хороший фотограф может стоить достаточно дорого. Конечно, есть фактор рекламы, раскрученности, какой-то бюджетный бэкграунд (я знаю людей, которые ничего в жизни не умеют кроме фотографии, им 50 лет с лишним, и им приходится брать не качеством, а объемом работы просто для того, чтобы прокормить семью), и всё это тоже влияет на ценник. Но если брать прямое отношение качества продукта к его цене, то я оцениваю свои работы дороже, чем средняя цена по больнице. И даже, наверное, значительно дороже. Хотя было время, когда мы вдвоём с напарником брали за двухчасовую фотосессию и 10 обработанных снимков 1000 рублей. И это был наш стандартный прайс, а не предновогодняя скидка. В ноябре 2013-го года я брал за одну обработанную фотографию 1500 рублей, и я не считаю, что это завышенная цена. То есть ценник вырос примерно в 15 раз за 4 года.

Но с каждым годом фотография обесценивается. Примерно с той же скоростью, наверное, с какой дешевеет один мегабайт пространства на флэш-накопителе. Вы же помните времена, когда 128-мегабайтная флэшка стоила как бутылка коньяка? Сегодня это будет флэшка в 300 раз большего объема. В моём мобильнике сейчас фотоаппарат с матрицей в 8 мегапикселей и скорострельностью 5 кадров в секунду. Это примерно те же характеристики (исключая оптику), как и у моей первой зеркалки. Мне кажется, что не будет преувеличением, если я предположу, что в каждой семье среднего достатка в России сейчас есть зеркальный фотоаппарат. И количество говнофоток растёт как снежный ком.

SONY DSC

В этих условиях не может не расти количество плохих фотографов, которые берут деньги за свою работу, и предложение уже давно превышает спрос. Но дальше есть такой нюанс: число известных мне фотографов высшего класса в городе за те же три-четыре года практически не изменилось. Но появилось очень много крепких середнячков. Кстати, не исключено, что автор этих строк на самом деле относится к этому среднему классу фотографов. Тут смотря с кем сравнивать, конечно. Но поскольку студия «Готово» — это совершенно региональный бизнес, то всё-таки я осмелюсь предположить, что в нашем городе я могу претендовать на высшую лигу.

15 april (6)

И в какой-то момент меня стало напрягать, что я должен доказывать некоторым клиентам, что мои фотографии отличаются от фотографий N., который просит за подобную работу в два раза меньше денег. И более того, этим клиентам нужно объяснять разницу между хорошими фотографиями и плохими. И… я поймал себя на мысли, что большинству клиентов не нужны хорошие фотографии. Им вполне достаточно нормальных. То есть если их водитель такси не пьяный убийца, а на заднем сиденьи не лежит мёртвая проститутка, то этого вполне достаточно для того, чтобы вернуться домой из гостей. А все эти вот ваши шерстяные коврики под ногами и приятный баритон — это всё излишне в 99% случаев.

Таким образом, я понял, что та ниша, в которой мне работать было бы комфортно, сузилась до невозможности работать. У этой ниши есть рамки, которые я создал для себя сам, вполне сознательно: я не снимаю то, что у меня не получается, не снимаю то, что мне не нравится, и не снимаю так, как мне не хочется. В этих рамках мне было комфортно работать до тех пор, пока не появился этот фактор, который я попытался описать выше: появилось много хороших фотографов, которые если и хуже меня, то не настолько, чтобы это было очевидно с первого взгляда.

2-sent

Да, может быть, если бы остаться фотографом — было моей целью, я бы мог придумать какой-то способ стать лучше (или выбрать более узкую специализацию и отточить в ней своё мастерство до недостижимых высот), или я мог пойти на компромисс с собой и снизить прайс или браться за какую-то неинтересную работу. Может быть. Но напомню то, с чего я начинал эту исповедь: когда-то мне показалось это интересным, это был способ самореализоваться. А обрести профессию раз и навсегда мне и тогда не хотелось.

И тут пришло время рассказать о факторе, который уже сам по себе мог бы быть весомой причиной для того, чтобы закрыть студию, но всё-таки я поставлю его на второе место.

В мае 2012 года во время весьма пьяной вечеринки нам с друзьями пришла в голову идея открыть дизайн-студию. Когда-нибудь я напишу подробнее о той вечеринке и пути становления студии дизайна horosho!, но сейчас я просто скажу, что работа, где я могу реализовать свои творческие амбиции, у меня есть. И мне кажется, что студия horosho! добьётся больших успехов, чем могла бы добиться студия «Готово». И возможно, что, если я смогу уделять этому проекту больше времени и сил, это случится быстрее. Ну и к тому же на этом этапе моей жизни мне комфортнее работать с партнёрами, чем одному.

5-aug-(2)

В общем, по совокупности всех этих причин я и принял решение закрыть с 1 января фотостудию. Думаю, что мне никогда не придётся жалеть об этом решении. И вообще мне нравится идея, что каждое решение, которое мы принимаем, является наилучшим из доступных в этот момент. Я в этом убеждался бессчётное число раз.

В конце этого поста мне хотелось бы сказать большое спасибо всем, благодаря кому студия существовала и была именно такой, которую я любил.

В первую очередь и отдельным абзацем это Владимир Владимирович Зотов, человек и пароход. Его вклад в студию неоценим в принципе, он гениальный фотограф, с которым мне посчастливилось работать вместе. Остальное — лирика и общие фонари, которые до сих пор остались у меня :)

DSC08449

Спасибо моей семье и особенно — многотерпеливой жене Марусе, которые смирялись с тем, что спать я ложился утром, а в выходные уходил на съемки. Спасибо моим любимым моделям, среди которых я хотел бы выделить Аню Идель, сестёр Тилиновых, Женю Осмоловскую, Настю Миронычеву и Майю Левчатову. Спасибо Кате Зотовой, без которой студия «Готово» с 2009-го по 2011-й год была бы совсем другой или не была бы совсем. Спасибо Мише Лакееву, Диме Фадееву и Антону Комлеву за приют. Спасибо фирме Sony.

Вот, собственно, и всё. Фильм снят на пленку Шосткинского кинокомбината «Свема».

DSC07698-2011-05-28

18 likes