О наболевшем и про хлеб.

Эта заметка, может быть, кому-то покажется излишне нравоучительной, кому-то (хорошо бы!) основная идея покажется банальной и очевидной, а кто-то, наверное, решит, что я зануда и сноб.

Но мне бы хотелось высказаться на эту тему.

Мне кажется, что люди, которые продают вещи (или услуги — это неважно в данном контексте) могут быть успешны только в двух случаях: если они продают уникальный товар или если они хорошо умеют продать такой же товар, какой есть и у их конкурентов. Я имею в виду следующее: есть люди, которым нравятся мои фотографии. Да, как ни удивительно, такие встречаются. И эти люди, не будучи знакомы со мной лично, готовы купить у меня эти фотографии. Заказать съемку и заплатить за неё деньги. Фотографии — это достаточно уникальный товар просто потому, что они товар штучный, индивидуальный и каждая фотография — из любой категории, без исключений — содержит в себе набор каких-то качеств, которые мы можем считать почерком автора. Это, кстати, одна из причин, по которой я не ставлю копирайты на фотографии. Противоположный пример: я каждый день покупаю… Нет, пожалуй, я только сигареты покупаю каждый день. Это будет не такой убедительный пример. Моя жена каждый день покупает хлеб. И он приблизительно одинаковый везде. Везде стоит одинаково, практически везде по утрам — свежий, половинка ржаного от другой такой же ничем не отличается. Я буду необъективен, если пренебрегу в общем случае фактором удаленности от дома, но от нас на одинаковом расстоянии три магазина, где продается хлеб. И поэтому хлеб мы покупаем там, где продавщица улыбается. Делов-то: улыбается! Но это определяющий критерий выбора, и, по-моему, это правило можно обобщить на всю торговлю.

Если ты делаешь настолько зыкий хлеб, что за ним приедут через полгорода, и постоят в очереди, и расскажут друзьям, ты можешь быть унылым говном в несвежей рубашке, можешь поднимать цену, можешь не работать по выходным и смотреть телевизор на работе. Всё равно придут и всё раскупят. Но если, например, ты продаешь и устанавливаешь кондиционеры — такие же в точности, как еще сотня контор в городе, по одинаковой цене у одного поставщика вы берете эти шайтан-машины и за одинаковую стоимость устанавливаете, то у тебя только один шанс получить второй заказ от одного и того же покупателя. Будь ты пунктуален, приезжай и перезванивай вовремя. Сделай ты себе договор нормальный, без орфографических ошибок. Бери ты трубку, когда тебе звонят, сразу. Носи с собой бахилы, раз тебе разуваться впадлину. Всё уже, прошло время, когда ты был один в этом городе, кто кондиционерами торгует.

Ну или продавай за полцены. Только долго ли ты на рынке продержишься с половинными ценами?

Ну и похвастаюсь, раз уж об этом зашла речь, чтобы два раза не заходить: был только один раз в моей жизни, когда я проводил встречу с женихом и невестой, а потом не снимал их свадьбу. Это был самый первый в моей жизни опыт. Мне не перезвонили. Во всех остальных случаях, если доходило до личной встречи, я всегда продавался. Бойтесь встреч со мной:)

 

5 likes